Результаты научно-исследовательской и инновационной деятельности

 

               В 2024 году  в Казахстане издательством «КϴКЖИЕК-Горизонт» (г. Алматы) издано учебное пособие профессора кафедры «Литература и методика преподавания литературы» Г.В. Пранцовой, написанное в соавторстве с доцентом Московского городского педагогического университета Е.С. Романичевой «Функциональное чтение: теория и практика». Пособие предлагает различные стратегии текстовой деятельности (чтения и письма), которые призваны способствовать развитию навыков функционального чтения и функциональной грамотности.

Структура пособия позволяет использовать его как последовательно, так и выборочно для решения конкретных проблем, связанных с формированием умений функционального чтения.

Пособие адресовано всем, кто занимается проблемами, связанными с формированием навыков функционального чтения и функциональной грамотности в рамках учебного процесса.

В 2020 году издательством «Неолит» (г. Москва) были выпущены два тиража пособия в России.

 

 

 

 В 2021 году вышла монография Л. П. Перепелкиной "Изучение литературы в современной школе"Издание посвящено проблеме изучения литературы на современном этапе развития образования. Обосновывается эффективность использования традиционных и инновационных подходов к постижению литературы. Демонстрируется оригинальная методика изучения отдельных литературных тем на основе традиционных методов и приемов. Предлагаются методические решения уроков литературы и уроков внеклассного чтения с внедрением интерактивных методов обучения, а также методические подходы к проведению уроков развития речи, призванные содействовать активизации речетворческой деятельности школьников. 

 


 

 

В 2021 году в государственном Реестре баз данных Российской Федерации зарегистрирована база данных «Мультипликативная модель актуализации фактов литературной жизни региона» авторов кафедры «Литература и методика преподавания литературы» профессора Галины Васильевны Пранцовой и доцента Анны Александровны Тимаковой. База данных создана по результатам работы над поддержанным РФФИ научным проектом № 18-412-580005 «Отражение народной жизни 20-30-х годов XX века в произведениях писателей-земляков (расширение культурно-исторической значимости региона)». 

 

 

 

 

В 2021 году вышла монография Г.В. Пранцовой «Речевое развитие учащихся в процессе литературного образования: от теории к практике»Издание посвящено проблеме речевого развития учащихся в процессе литературного образования. Рассматривая развитие речи как образное и речевое освоение действительности, автор определяет условия, необходимые для реализации этой задачи. Предлагается система письменных работ, выстроенных в заданной последовательности: от «авторского» (ученического) текста в разных видах и жанрах к тексту интерпретационному; разработаны возможные модели речевых уроков. 

 

 С февраля 2021 г. на кафедре ведется работа по договору о сотрудничестве с Худжандским государственным университетом им. академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан)

  В издательстве «Ношир» (Республика Таджикистан) издан сборник материалов, подготовленных преподавателями общеуниверситетской кафедры русского языка (г. Худжанд) и кафедры «Литература и методика преподавания литературы» (г. Пенза). Эта работа осуществляется в рамках договора о сотрудничестве, подписанного в начале 2021 года между ФБГОУ ВО «Пензенский государственный университет» и ГОУ «Худжандский государственный университет им. академика Б. Гафурова» (г. Худжанд, Республика Таджикистан). 

 

В 2020 году в издательстве Пензенского государственного универоситета вышла монография А.А. Тимаковой и Г.В. Пранцовой «Отражение народной жизни 20–30-х годов XX века в произведениях писателей-земляков (расширение культурно-исторической значимости региона)», ставшая завершением работы по грантовому проекту РФФИ № 18-412-580005.

Книга посвящена специфике отражения народной жизни 20–30-х гг. XX в. в произведениях Ф.В. Гладкова, В.Я. Зазубрина, П.И. Замойского и А.Г. Малышкина. На основе выявленных атрибутивных характеристик жизни народа в указанный период создана мультипликативная модель актуализации фактов литературной жизни региона для расширения его культурно-исторической значимости, предложены варианты ее реализации.

 

 

 

В 2020 году в московском издательстве "Неолит" вышла книга Г. В. Пранцовой в соавторстве с Е. С. Романичевой "Функциональное чтение: теория и практика"Пособие предлагает различные стратегии текстовой деятельности (чтения и письма), которые призваны способствовать развитию навыков функционального чтения и функциональной грамотности.

Книга развивает идеи формирования квалифицированного читателя, заложенные в пособии "Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом".
Структура пособия позволяет использовать его как последовательно, так и выборочно для решения конкретных проблем, связанных с формированием умений функционального чтения.
Подробнее: 
https://www.labirint.ru/books/728084/


 

 

В 2019 году профессор Г.В. Пранцова и доцент А.А. Тимакова приняли участие в комплексе мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, популяризацию российской науки, культуры и образования, в том числе посвященных памятным датам российской литературы, культуры, науки, организованных Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в Республике Узбекистан и Республике Таджикистан.

На дистанционном (сентябрь 2019 г.) и очном (октябрь 2019 г.) этапах были прочитаны лекции, проведены мастер-классы, посвященные стратегиям и практикам чтения, современным технологиям создания читательского пространства в образовательном учреждении, проблемам речевого развития и вопросам методики обучения литературе в условиях билингвальности.

 

В Роспатенте зарегистрирована база данных «Система подготовки старшеклассников к написанию итогового сочинения-рассуждения»профессора  Г.В. Пранцовой. 

Ранее в Единой государственной информационной системе учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ был зарегистрирован алгоритм «Сопровождение подготовки старшеклассников к итоговому сочинению нового типа в условиях региона» как результат интеллектуальной деятельности (РИД) (автор - профессор Г.В. Пранцова). 

 

 

 В 2018 году в московском издательстве "Библиомир" вышел в свет  словарь нового типа "Читатель. Чтение. Книга". Авторы-составители - Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. 

Авторы-составители стремились выстроить словарь "от субъекта" – юного читателя, попавшего в "книжное пространства", которым сегодня может быть не только библиотека, но и музей, театр, фестиваль, городской парк...

Книга рассчитана на тех, кто хочет и готов самостоятельно научиться ориентироваться в книжном мире, самостоятельно выбирать книги и формировать свой собственный круг чтения, и на тех, кому трудно напрямую вступить в коммуникацию со "взрослым" читателем (библиотекарем, педагогом) и легче сделать это через "посредника", например, через словарь.

Принимая во внимание тот факт, что современному читателю нужна какая-то activity ("активность") вокруг книги: игра, квест, перевод текста в другую модальность, неформатное, т.е. нетрадиционное, обсуждение с другими читателями, авторы-составители сопровождают каждую словарную статью заданиями, которые могут выполняться юными читателями самостоятельно, в команде или же при участии значимого взрослого.

Словарь может быть использован при создании школьниками учебных проектов в области чтения.  

 

 

В 2017 году в издательстве ПГУ вышла в свет монография профессора Г.В. Пранцовой «Стратегия сопровождения подготовки старшеклассников к итоговому сочинению нового типа в условиях региона».

Работа посвящена вопросам современного образования, связанным с возвращением выпускного сочинения. Предлагается комплексное педагогическое решение проблемы подготовки старшеклассников к написанию сочинения-рассуждения: создание «групп сопровождения», координация усилий учителей-предметников в области обучения речевой деятельности, совершенствование методики речевого развития учащихся.

Издание адресовано преподавателям педагогических дисциплин, студентам педагогических вузов, магистрантам, аспирантам и учителям, занимающимся проблемами совершенствования культуры речи учащихся.

Издание подготовлено в рамках поддержанного РГНФ

научного проекта  № 16-16-58005

 

В 2017 году соискателем кафедры Гришиной Алёной Борисовной защищена кандидатская диссертация на тему «Художественное воплощение русского духовного самосознания в исторических романах Н.М. Загоскина» – специальность 10.01.01 – русская литература (ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева»). Научный руководитель – д.ф.н., профессор кафедры «Литература и методика преподавания литературы» Пензенского государственного университета Г.Е. Горланов.

С авторефератом диссертации можно ознакомиться по ссылке:

https://diss.unn.ru/files/2016/678/autoref-678.pdf

 В 2016 году доцент кафедры ЛиМПЛ Тимакова Анна Александровна явилась победителем грантового конкурса Общероссийской общественно-государственной просветительской организации "Российское общество "Знание".

Номер заявки 241116831; номер соглашения 169.

Тема проекта "Литература Пензенского края".

 

В 2016 году РГНФ поддержан проект "а (р)" "Стратегии сопровождения подготовки старшеклассников к итоговому сочинению нового типа в условиях региона"

Руководитель - профессор кафедры ЛиМПЛ, канд. пед. наук, профессор Пранцова Галина Васильевна.

Номер заявки 16-16-58005

 Срок исполнения - 2018 год.

 

В 2015 году аспирантом кафедры Юсяевым Алексеем Сергеевичем защищена кандидатская диссертация на тему «Произведения П.Д. Боборыкина "Китай-город" и В.А. Гиляровского "Москва и москвичи" в контексте русского художественного натурализма» – специальность 10.01.01 – русская литература (Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород). Научный руководитель – д.ф.н., профессор кафедры «Литература и методика преподавания литературы» Пензенского государственного университета Г.Е. Горланов.

C диссертацией можно ознакомиться по ссылке: diss.unn.ru/449

 

В 2014 году профессором Галиной Васильевной Пранцовой проведено научное исследование, цель которого заключалась в выявлении читательских особенностей студентов-бакалавров первого курса (так называемого «поколения Y») с целью корректировки и совершенствования методов их профессиональной подготовки.

По результатам исследования подготовлены две научные статьи. files/dep_literator.pnzgu.ru/sbornik_bch_2014_okonchatelnaya_red_1_.pdf

 

В 2010 году заведующим кафедрой Геннадием Елизаровичем Горлановым защищена докторская диссертация на тему «Творчество М.Ю. Лермонтова в контексте русского духовного самосознания» – специальность 10. 01. 01 – русская литература (МПГУ, г. Москва).

С авторефератом диссертации можно ознакомиться по ссылке:

http://www.dslib.net/russkaja-literatura/tvorchestvo-m-ju-lermontova-v-kontekste-russkogo-duhovnogo-samosoznanija.html

Дата создания: 22.05.2014 13:48
Дата обновления: 25.11.2024 09:09